На главную

Прически
Макияж
Диеты
Любовь
Рукоделие
Вышивка
Женское фото
Предсказания
Гороскопы
Тесты
Гадания
Психология
Звездная жизнь
Мода
Кулинария
Здоровье
Культура
Путешествия
Праздники
Карьера
Домашний уют
Магия
Материалы от партнеров
Виртуальные гадания

Гадание "Да-Нет"
Любовное гадание
Гадание "Десять сердечек"
Гадание "Термометр любви"
Гадание на будущее
Гадание по книгам Е.Рониной






Рецепты и кулинария на Поваренок.Ру

"Утомленная балом": роман о приключениях фрейлины при дворе Николая I

Любовь: Как проходила татарская свадьба. Обряды и обычаи

Вторым по численности народом, после русских, в нашей стране являются татары. У них есть свои традиции и обычаи. Конечно, современные татарки, выходя замуж, уже не придерживаются их. Но, тем не менее, они – часть истории, наши предки столетиями соблюдали эти традиции, а современникам стоило бы о них помнить.

Фото автора FOX: Pexels

Знакомство

Парни и девушки могли познакомиться на летних игрищах, которые обычно проходили в мае и июне по вечерам. Они собирались на берегах рек или же на улице, на лугу.

Осенние или зимние вечера девушки проводили все вместе, в отдельном доме без родителей, но могла присутствовать одна взрослая женщина. Приходили на них и парни, приносили с собой продукты и гостинцы, а девушки пекли пироги, блины или же варили кашу. Эти посиделки назывались «аулак өй». Обычно в таком доме собирались девушки от 14 до 18 лет, рукодельничали, шили одежду. Когда к ним присоединялись парни, они все вместе играли в жмурки, «колечко» и т.д. Проигравшие должны были выполнять шутливые задания-наказания, например, станцевать или спеть. Парни часто приносили с собой гармонь или курай.

Зимой девушек возили в другие селения, чтобы они и там поучаствовали в посиделках, они могли гостить у родни несколько недель. Местные парни приглядывались к гостье (кунак кызы) и могли позвать замуж. Но нравы в то время были жесткими. Девушка могла лишь познакомиться с молодым человеком, другие отношения осуждались. Если же мужчина обманул ее или изнасиловал, она была вынуждена выйти за него замуж. За девушку заступалась вся общественность и принуждала виновника жениться на ней.

Похищение невесты

Если парню понравилась девушка, но он не уверен, что сможет уговорить ее выйти за него замуж, он мог ее похитить. Всегда похищали молодых девушек, если речь шла о вдове, этот способ не использовался. Вдовцы также к нему не прибегали, только молодежь. Незнакомых девушек похищать было не принято, воровали только тех, кто хорошо знал жениха. Парень мог подговорить несколько своих друзей, чаще всего родственников, которые и помогали ему добиться желаемого.

Сначала знакомая невесты выманивала ее из дома. В засаде уже ждали парни. Они, схватив девушку, увозили ее в подготовленное заранее место и держали ее там до тех пор, пока родители не согласятся на законный брак. Женщины со стороны жениха тоже уговаривали невесту выйти замуж, предупреждали, что иначе ее ждет позор.

Жених заставлял девушку стать его женой, если же она сопротивлялась, мог ее изнасиловать, чтобы она дала согласие на этот брак. Такое бесчестие было позором. Получив согласие, жених мог привезти в дом муллу, чтобы тот прямо ночью поженил молодых. Сэкономить на свадьбе в этом случае не получалось, т.к. мулла обычно брал в 2-3 раза больше обычного, да и родители требовали с жениха огромный калым.

Чаще всего похищали невест у мишарей или крещеных татар. Это могла быть лишь инсценировка, чтобы не тратиться на свадьбу, но были и настоящие кражи, которые совершались против воли девушки. Этот обычай сохранился до ХХ века. К счастью, был не так распространен, т.е. подобные случаи скорее были исключением, а не правилом.

Уход девушки из дома

Не только сейчас, но и столетия назад девушки могли выйти замуж по любви. Это называлось «чыгып бару». Если родители решили выдать свою дочь замуж против ее воли, ради денег за какого-нибудь старика или же непривлекательного мужчину, несмотря на ее слезы и просьбы, то она могла сбежать из дома.

Иногда невеста убегала перед самой свадьбой, и не важно, был у нее на тот момент любимый человек или нет. Через родственников или знакомых она могла предложить себя какому-нибудь молодому парню. Если тот был согласен на ней жениться, то она выходила за него замуж. Но у большинства деревенских девушек был свой возлюбленный, с которым она познакомилась на игрищах. Поэтому у татар всегда было много песен о любви, многие женились и выходили замуж за тех, кто им по-настоящему нравился. Грамотные пары переписывались, посылали друг другу письма со стихами, хвалили друг друга, писали о своих чувствах. Влюбившись в одного, девушка уже не заигрывала с другими.

Договорившись о свадьбе, невеста собирала узелок с самыми необходимыми вещами и тайком убегала из дома отца к жениху. Если он был из другого селения, то приезжал за любимой ночью, чтобы увезти к себе. Через 1-2 дня жених сообщал родителям девушки, что она сейчас живет у него и договаривался о свадьбе, калыме. Такая свадьба была выгодна семье жениха, т.к. они диктовали условия, калым обычно назначался небольшой.

Обратно в дом родителей девушку уже не принимали, она считалась опозоренной. Но иногда рассерженные отец и мать все же привозили ее к себе, однако она снова убегала в дом жениха. Некоторые родители после такого поступка дочери отказывались присутствовать на бракосочетании и не пускали дочь к себе в дом.

Если были какие-то препятствия для женитьбы, например, девушка была слишком молода, то совершался предварительный брак. Но это не считалось сожительством, т.к. по мусульманским законам брак был действительным, даже если его не оформили на бумаге. Этот брак заключал азачы, т.к. мулла не хотел брать на себя подобную ответственность. Когда же появлялась такая возможность, совершался официальный брак. Если девушка разочаровалась в муже или его домашних, она могла и не согласиться на церемонию и вернуться к родителям или же выйти замуж за другого.

Но и такие браки были довольно редким явлением и осуждались общественностью. Очень часто уйти девушку из дома убеждали молодые женщины, которых называли «димче». Это были или жены старших братьев парня, или замужние сестры, или другие родственники, которых женихи посылали, чтобы добиться согласия невесты.

Сватовство

Перечисленные выше способы брака были скорее исключением, чаще всего о свадьбе договаривались заранее. Сватов ждали весной или в конце зимы, т.е. в феврале-марте, в другое время сватовство проводилось реже, лишь в исключительных случаях. Чаще всего жених и невеста были знакомы, парень уговаривал родителей послать сватов. Но иногда молодые знакомились после свадьбы, т.к. жили в разных селениях.

Родители жениха присылали сваху, которую называли или «яучы» или «димче». В доме невесты ее принимали с почетом, угощали чаем. Родители девушки могли ответить отказом. Если отказ был не категоричным, то сваху могли послать 2 или 3 раз, чтобы добиться согласия, иногда и по 5-6 раз. Было не принято как-то унижать жениха, обычно родители придумывали достойную причину отказа, например, говорили, что девушка слишком молода для свадьбы или же парень проживает слишком далеко и т.д.
Сама невеста при разговоре не присутствовала, но могла показаться гостям, надев свои лучшие наряды. При очередном посещении (только не первом) дело могло быть улажено, но родителям необходимо было договориться о калыме.

Калым мог быть разным, чем старше невеста, тем он меньше. Он назначался и в зависимости от красоты девушки, ее молодости, ориентиром была сумма, которую когда-то заплатили за мать невесты. Зажиточные татары платили от 200 до 500 рублей, у богатых татар он достигал от 3 до 5 тысяч, а у бедных – от 50 до 100 рублей. Договориться могли о любой сумме. Если у жениха не было необходимых средств, он мог заплатить калым позже. Не обязательно дарили только деньги. Жених мог преподнести одежду, обувь, скотину, а также мясо, мед, молоко, чай. Договоренности о приданом не было, его собирали родители невесты и тратили столько, сколько хотели.

Если родные парня согласны уплатить калым, то начиналась подготовка к свадьбе. На эти деньги покупалось приданое для невесты, подарки родным жениха и ему самому, они шли и на свадебные расходы. Но как потратить калым, решали родители невесты, никакие отчеты они предоставлять были не обязаны, как и дарить подарки. Часть денег отдавалась невесте и считалась ее собственностью, муж не мог забрать эти деньги, даже если они решили развестись. Если свадьба по каким-то причинам не состоялась, и виновата в этом семья невесты, они обязаны вернуть деньги. В случае отказа жениха такого правила нет.

Татарские девушки, как сейчас, так и сотни лет назад, могли выйти замуж по любви. Конечно, был и определенный риск, т.к. если любимый отказался бы на ней жениться, она бы была опозорена и могла не найти достойную пару. Но эти обычаи, когда было принято знакомить девушек и парней, поощрять их общение, были не так уж и плохи, тем более, что все было под контролем взрослых. В народе ценились чувства, о них сложено множество прекрасных песен, которые трогают за душу даже тех, кто не знает татарский язык. Сейчас, к сожалению, все это ушло, и даже немного жаль, т.к. наверняка такие браки были бы особенно крепкие и счастливые.

Лилия Шакирова






© 1998-2024 Невестушка.ру, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с прямой активной ссылкой на http://www.nevestushka.ru/ при обязательном уведомлении редакции по e-mail.

Редакция сайта: info@myjane.ru
Реклама на сайте, общие вопросы: info@mediafort.ru

Основатель проекта - Елена Лебедева


TopList Rambler's Top100